
По статистике за 2023 год более 125 миллионов человек в мире используют голосовых ассистентов, в том числе и для веб-серфинга. Каждый месяц пользователи интернета делают более 1 миллиарда поисковых запросов с помощью помощников от Google, Amazon, Apple и других сервисов.
Подобные тенденции также набирают обороты в России. Согласно исследованию Group4Media, за 2022 год 57 процентов россиян активно использовали голосового помощника Алиса от Яндекса, при этом 61 процент из них обращались к ней для поиска информации в интернете.
Эти данные говорят о том, что уже сейчас голосовой поиск стремительно набирает популярность среди простых пользователей и прямо влияет на подход к SEO-оптимизации - отличается как способ поиска, так и формулировки ключевых запросов. В данной статье мы рассмотрим основные методы оптимизации под голосовой поиск и разберемся, кому и зачем это нужно.
Основные моменты, на которые нужно обратить внимание перед началом работ по оптимизации:
Пример:
“где я могу купить хороший двухкамерный холодильник” - разговорный запрос
“купить холодильник недорого рядом” - классический “деревянный” SEO-запрос, на который ориентироваться не стоит
Рассмотрим основные ресурсы, для которых лучше всего подходит подобная оптимизация:
1. Локальные бизнесы и предприниматели.
Чаще всего при коммерческих запросах методом голосового поиска пользователи используют формулировки “рядом со мной”, “поблизости”, “недалеко” - это самый популярный трафик в данном сегменте. Больше всего ищут кафе, рестораны, магазины, автосервисы, гостиницы и другие предприятия из сферы обслуживания.
2. Информационные сайты.
Здесь очень широкий тематический разброс: от кулинарных форумов и рецептов блюд до ответов на часто задаваемые вопросы по ремонту французских автомобилей (все информационное инфополе).
3. Доставка еды и продуктов, такси или каршеринг.
Можно также отнести к локальным бизнесам, поскольку такие запросы имеют привязку к геопозиции пользователя.
4. Поиск контактной информации.
Многие запросы связаны с уточнением номера телефона или адреса конкретного бизнеса (вспоминаем о важности заполнения справочников).
5. Сфера развлечения.
Кино, театры, концерты и бары. Потенциальная аудитория таких заведений с применением голосового помощника легко может узнать режим рабочего времени или дату проведения желаемого мероприятия.
К основным сферам можно также отнести агрегаторы цифрового контента и интернет-магазины. Несложно представить оформление заказа на выше рассматриваемый двухкамерный холодильник с помощью сервиса Алиса от Яндекс в ближайшем будущем, и SEO в данном случае будет также играть огромную роль.

Перечень работ разбивается на три части: техническая оптимизация, семантические работы и контент-менеджмент.
Ниже мы составили чек-лист, по которому вы сможете проверить, соответствует ли ваш сайт рекомендациям для успешного попадания в Voice Search (по результатам исследований Backlinko и Econsultancy).

Пример правильно заполненной карточки в Яндекс Картах: правильно подобрана тематика компании, указаны актуальный телефон и адрес, режим работы и станции метро поблизости. Пользователь сразу видит всю нужную ему информацию о данном бизнесе и понимает, как и где предоставляются услуги.
Необходимо подготовить расширенный список ключевых запросов для страниц, на которых будет проводиться оптимизация под голосовой поиск. Основные моменты:
Наиболее востребованные формы выдачи при голосовом поиске - это блоки FAQ (часто задаваемые вопросы) и расширенные сниппеты с ответами.

На скриншоте пример грамотно составленного блока FAQ - вопросы повторяют потенциальный вопросительный запрос пользователя, при этом есть короткий и понятный ответ по теме.
Пример блока быстрых ответов в Яндексе.
Данный информационный блок занимает “нулевую” позицию в выдаче Яндекс или Google и находится при этом выше остальных ресурсов. Этот блок особенно важен для мобильной выдачи и голосового поиска. Основные работы для попадания в блок расширенных ответов:
Соответствие рекомендательным техническим параметрам
Оптимизация под мобильные устройства
Высокоскоростная загрузка страниц
Имеет высокие позиции в выдаче Яндекс и
Содержит объемный контент (не менее 2000-3000 символов), который дает ответы на запросы пользователя
Содержит блок FAQ и оптимизирована под выдачу в виде выделенных сниппетовНесмотря на большой объем работ, большинство пунктов из списка перекликается с плановыми работами в рамках классической SEO-оптимизации.

В ближайшее время голосовой поиск все также продолжит набирать популярность среди простых пользователей. В большинстве случаев это быстрее и удобнее, чем ручной поиск информации.
Актуальность данного способа поиска в России до конца не раскрыта - нет четкой статистики и такого количества исследований, как у наших коллег из запада. Но в любом случае быстрый рост популярности на умные колонки, системы распознавания голоса и голосовых помощников говорит о том, что игнорировать подобный формат взаимодействия с аудиторией точно не стоит.